Официальный портал о жилищно-коммунальном комплексе
Ямало-Ненецкого автономного округа
«ЖКХ-ЯМАЛ»

Часто задаваемые вопросы

Каким будет повышение платы за ЖКУ с 1 июля 2014 года? Ответ

В начале августа жители Ямало-Ненецкого автономного округа получат платежные документы за ЖКУ за июль. Они будут несколько отличаться от предыдущих. С 1 июля 2014 года произошло плановое изменение тарифов на коммунальные услуги. Средний рост тарифов для населения на коммунальные услуги на Ямале составит: В отношении услуг, по которым осуществляется федеральное регулирование по установлению тарифов (тарифы установлены Федеральной службой по тарифам):
Электроснабжение – 3,7 % 
Газоснабжение – 1,3%
В отношении услуг, по которым осуществляется региональное регулирование по установлению тарифов (тарифы установлены департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО):
Отопление – 0,3% 
Горячее водоснабжение – 3% 
Холодное водоснабжение – 2,2%
Водоотведение – 2,8% 

В ЯНАО с 2011 года установленные единые (предельные) тарифы для населения, которые составляют:
тепловая энергия 1204 руб./Гкал;
холодное водоснабжение: 45 руб./м3 без очистки и 50 руб./м3 с очисткой; 
водоотведение – 55 руб./м3.   

Указанные тарифы действуют в 29 из 48 муниципальных образований в ЯНАО.   Таким образом, увеличение с 1 июля 2014 года тарифов по отоплению, холодному водоснабжению и водоотведению произойдет только в 19 муниципальных образованиях, где действующие тарифы для населения были ниже единых (предельных тарифов. При этом максимальный рост тарифов в данных муниципальных образованиях с 1 июля 2014 года составит 6,3%. 

Указанный максимальный рост тарифов по отоплению, холодному водоснабжению и водоотведению в размере 6,3% в отдельных муниципальных образованиях в ЯНАО приведет к изменению с 1 июля 2014 года общей платы за коммунальные услуге на уровне 6,1%, что ниже установленного федерального и регионального ограничения роста платы за коммунальные услуги (индексы изменения платы). 

Установленные ограничения (индексы) роста платы граждан для ЯНАО на  2014 год составляют: 
1. распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 718-р «Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимых отклонений по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов»: максимальный – 10%, средний по ЯНАО – 5%.  
2. постановлением Губернатора ЯНАО от 19.05.2014 № 62-ПГ «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях в Ямало-Ненецком автономном округе на период с 01 июля 2014 года по 2018 год»: минимальный — 0,4%, максимальный 10%.   

При сравнении гражданами изменения платы за июль 2014 года с предыдущими месяцами 2014 года важно знать, что набор и объем услуг коммунальных услуг в сравниваемых месяцах должны быть сопоставимы.   Поэтому, проверяя платежный документ за июль 2014 года гражданам, у которых установлены приборы учета потребления коммунальных услуг (общедомовые, индивидуальные (квартирные) и показания по объему услуг ежемесячно меняются, следует сравнить данные о тарифах — их рост не должен превышать установленного тарифа.   Гражданам, в домах (квартирах) которых приборы учета (общедомовые, индивидуальные (квартирные) отсутствуют и начисление происходит по нормативам, можно сравнить и тариф и плату: рост в июле 2014 года по сравнению с предыдущими месяцами 2014 года должен быть одинаковым, так как в 2014 году нормативы на коммунальные услуги в муниципальных образованиях не менялись

Если при одинаковом наборе коммунальных услуг и сопоставимых объёмах потребления рост платежа превысит установленный для конкретного муниципального образования максимальный индекс изменения, необходимо обратиться в свою управляющую компанию за разъяснениями. 

В структуру платежного документа помимо коммунальных услуг, которые регулируются государством, входят также жилищные услуги (например, содержание и ремонт жилого помещения, домофон, охрана и т.п.), стоимость которых не регулируется государством и ее определение является правом собственников жилых помещений, реализуемое при выборе собственниками способа управления многоквартирным домом (непосредственный способ управления, ТСЖ, ЖКС, либо с привлечением управляющих компаний).   Размер платы за жилищные услуги следует уточнять в своей Управляющей компании либо в договоре управления домом.   Дополнительно напоминаем, что контроль за установлением размера платы за содержание и ремонт жилого помещения,  определением размера и внесению платы за коммунальные услуги осуществляет Департамент государственного жилищного надзора автономного округа, круглосуточный телефон доверия  8 (34922) 3-95-95

Что делать если собственники отказываются принимать решение о включении стоимости вывоза ЖБО в ЖУ? Ответ

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, принимается на основании решения общего собрания собственников помещений в таком доме с учетом предложений управляющей организации ( пункт 31 Правил № 491). Таким образом, решение общего собрания собственников помещений по определению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения должно быть принято с учетом предложений управляющей организации и не может противоречить нормам действующего законодательства. В соответствии с пунктом 34 Правил № 491, в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом.

Как должен быть организован вывоза ЖБО из септика, использующегося несколькими многоквартирными домами? Ответ

Согласно Правилам № 491 (абзац 2 пункта 5) в состав общего имущества многоквартирного дома включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе. Состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества (пункт 1 Правил № 491). Таким образом, вопрос вывоза ЖБО из септика, использующегося несколькими многоквартирными домами, должен быть решен общим собранием собственников данных домов. В случае, если собственники нескольких многоквартирных домов на общем собрании примут решение, что данный септик является общим имуществом их домов, то расходы по его содержанию и вывозу ЖБО должны распределиться пропорционально занимаемой площади всех жилых помещений указанных домов. Септик, находящийся за пределами придомовой территории многоквартирного дома так же является общим имуществом многоквартирного дома, соответственно услуга по вывозу ЖБО из данного септика может быть включена в перечень работ и услуг по содержанию иного общего имущества этого многоквартирного дома. В случае, если для обслуживания одного многоквартирного дома используется несколько септиков, расходы по их содержанию и вывозу ЖБО входят в стоимость 1 м2 жилищной услуги. В случае, если в многоквартирном доме, не оборудованном внутридомовой системой канализации и не подключенном к сетям централизованной системы канализации, часть квартир оборудованы септиками для индивидуального использования (которые не являются общим имуществом многоквартирного дома), то собственники таких квартир самостоятельно осуществляют содержание данных септиков и заключают договор на откачку и вывоз ЖБО с организациями, осуществляющими данный вид деятельности. Расходы по содержанию и вывозу ЖБО с таких септиков не включаются в стоимость жилищной услуги данного многоквартирного дома.

Входят ли в стоимость жилищной услуги работы по содержанию септиков? Ответ

В постановлении № 290 указан минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в том числе: проверка и обеспечение работоспособности местных локальных очистных сооружений (септиков) и дворовых туалетов; проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, дезинфекция септиков; вывоз бытовых сточных вод из септиков, находящихся на придомовой территории. Таким образом, плата за услугу по содержанию общего имущества в многоквартирном доме должна быть определена с учетом расходов по вышеуказанным видам работ.

Имеет ли право УК изменять плату за жилищные услуги? Ответ

При наличии в договоре управления положения о пересмотре размера платы за содержание и ремонт жилого помещения проводить ежегодное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу изменения такой платы не требуется. Однако, отсутствие в договоре управления указанного положения об индексации платы и указании в договоре управления только фиксированного размера такой платы приводит к необходимости изменения размера такой платы только в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 161 ЖК РФ). Таким образом, в случае наличия в договоре управления с управляющей организацией условия по пересмотру размера платы за содержание и ремонт жилого помещения принятие общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме ежегодных решений об изменении такой платы не требуется. При отсутствии в договоре управления многоквартирным домом условия по пересмотру размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (методики расчета стоимости) управляющая организация должна провести общее собрание собственников с целью утверждения нового размера платы. При неправомерном увеличении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения управляющей организацией собственники помещений в многоквартирном доме вправе обратиться в департамент государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа, который осуществляет контроль по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения управляющими организациями.

Какие последствия ждут злостных неплательщиков ЖКУ? Ответ

Мы продолжаем публиковать мнения экспертов департамента тарифной политики, энергетики и ЖКК ЯНАО по наиболее часто задаваемым вопросам в сфере ЖКХ. На этот раз эксперты прокомментировали вопрос о последствиях несвоевременной оплаты потребителями, предоставленных им  жилищно-коммунальных услуг. Согласно информации специалистов, в статьей 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:
1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; 2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды; 3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора; 4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом; 5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение; Плата вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Законодательство предусматривает следующие последствия в случае неоплаты или просрочки оплаты потребителем жилищно-коммунальных услуг: 1. Начисление пеней за невыполнение потребителем обязательств по договору об оказании жилищно-коммунальных услуг. 2.   Ограничение или приостановление предоставления коммунальной услуги. 3. Обращение исполнителя в суд с исковым заявлением о взыскании с потребителя задолженности по оплате жилщно-коммунальных услуг. 4. Обращение наймодателя в суд с исковым заявлением о выселении нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения, занимаемого по договору социального найма.

В то же время каждому потребителю предоставляет возможность поэтапного погашения задолженности за жилищно-коммунальные услуги.
Рассрочка предоставляется на условиях внесения платы равными долями в течение периода, определенного договором о поэтапном погашении, заключенным между потребителем и исполнителем.

Нормативы потребления коммунальных услуг: что это такое, кем утверждаются и какими методами определяются? Ответ

Норматив потребления коммунальной услуги это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.  В соответствии со статьёй 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 5 Правил № 354 и п.3 Правил №306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Нормативы потребления коммунальных услуг определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (далее – Правила № 306) .Нормативы потребления устанавливаются:- в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды;в отношении коммунальных услуг, предоставляемых при использовании земельного участка и надворных построек,
— применительно к коммунальным услугам по холодному водоснабжению, электроснабжению и отоплению с учетом направлений их использования.
«норматив потребления коммунальной услуги в жилых помещениях»
— норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении; «норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды»
— норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме; «норматив потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и надворных построек»
— норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода. Нормативы потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек устанавливаются с применением расчетного метода.

Какими нормативно-правовыми актами, утверждаются нормативы потребления коммунальных услуг в Ямало-Ненецком автономном округе? Ответ

Нормативы потребления коммунальных услуг в Ямало-Ненецком автономном округе утверждены следующими постановлениями Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа:
— от 18 декабря 2012 года № 1073-П «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по газоснабжению в Ямало-Ненецком автономном округе» (далее – Постановление № 1073 – П); 
— от 18 декабря 2012 года № 1074-П «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в Ямало-Ненецком автономном округе» (далее – Постановление № 1074 – П);
— от 24 декабря 2012 года № 1110-П «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению надворных построек, расположенных на земельных участках домовладений, для населения  Ямало-Ненецкого автономного округа» (далее – постановление № 1110 – П);
— от 24 декабря 2012 года № 1111-П «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению в Ямало-Ненецком автономном округе» (далее – постановление № 1110 – П).

Каков порядок расчета размера платы за коммунальные услуги для надворных построек. Ответ

В соответствии с Правилами № 354, размер платы за коммунальные услуги, предоставленные за расчетный период потребителю в домовладении при использовании им земельного участка и расположенных на нем надворных построек, в случае, если домовладение не оборудовано индивидуальным прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса определяется в соответствии с нормативами потребления соответствующей коммунальной услуги, предоставленной при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек. Домовладение это жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты).
Потребитель это лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги. Исходя из вышеизложенного, начисление платы потребителю в домовладении при использовании им земельного участка и расположенных на нем надворных построек, в случае, если домовладение не оборудовано индивидуальным прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса должно осуществляться исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года, а так же нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению надворных построек, расположенных на земельных участках домовладений, для населения Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденных Постановлением № 1110-П и тарифов для населения, утвержденных департаментом цен и тарифов Ямало-Ненецкого автономного округа ( далее департамент цен). 
  Объекты, принадлежащие населению на праве собственности и использующиеся в личных целях, расположенных вне земельных участков домовладений не относятся к домовладению жилого дома и соответственно нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению надворных построек, утвержденные Постановлением № 1110 – П, не могут применяться для начисления платы за коммунальную услугу по отоплению для отдельно стоящих построек. В связи с чем, начисление платы по отоплению для отдельно стоящих построек необходимо осуществлять исходя из показаний приборов учета данной коммунальной услуги и тарифов для населения, утвержденных департаментом цен. Для подтверждения статуса домовладения потребитель должен предоставить документы, подтверждающие право собственности, аренды либо иного законного основания владения земельным участком, на котором расположено домовладение.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 27 июля 2010 года  № 190-ФЗ «О теплоснабжении» определение перечня потребителей коммунальной услуги по теплоснабжению, относящихся к категории «население» не предусмотрено в полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Каковы особенности начисления платы за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению? Ответ

В соответствии с Правилами № 354 холодное водоснабжение это снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.
   Горячее водоснабжение — это снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования). 
  При отсутствии централизованного горячего водоснабжения, осуществляемого при закрытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), допускается потребление горячей воды только при открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения).
    При закрытой системе теплоснабжения в соответствии с пунктом 9.5.11 Правил эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года № 115, а так же в соответствии с пунктом 35 Правил № 354 разбор сетевой воды из систем теплоснабжения  и соответственно начисление платы  не допускается. 
    В соответствии с Законом Российской Федерации от 7 декабря 2011 года    № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» техническая вода — это вода, подаваемая с использованием централизованной или нецентрализованной системы водоснабжения, не предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения или для производства пищевой продукции;  
    Отклонение состава и свойств холодной и горячей воды от требований
законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и санитарно-эпидемиологических правил и нормативов не допускается.
    В соответствии с разделом 9 Правил № 354 размер платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, не регулируется нормативами потребления коммунальных услуг.    На основании вышеизложенного, разработка норматива потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению для технического водоснабжения не предусмотрена действующим законодательством.
       В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, и тарифа, установленного органами государственной власти субъектов Российской Федерации.  
    Таким образом, начисление платы за коммунальную услугу по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению при отсутствии приборов учета необходимо производить исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением 1111-П. 
      В соответствии с пунктами 1 и 3 Постановления № 1111- П,  нормативы потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению, утвержденные данным постановлением применяются при расчете платы за указанные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях при закрытой системе централизованного горячего и холодного водоснабжения, а так же при потреблении горячей воды с использованием открытой системы горячего водоснабжения, до утверждения соответствующих нормативов, определенных на основании изменений, внесенных Правила № 306.   

Каков порядок начисления платы за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды в домах оборудованных общедомовым прибором учета? Ответ

Порядок начисления платы за коммунальные услуги, в том числе на общедомовые нужды (далее – ОДН) определен Правилами № 354.
   В соответствии с Правилами № 354 при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и объемов, начисленным по нормативам потребления коммунальных услуг (в случае отсутствия индивидуальных приборов учета), распределяется пропорционально занимаемой площади. 
   То есть в случаях, когда недобросовестные потребители искажают данные о фактически потребленном объеме соответствующего вида коммунальной услуги в жилом помещении, данный объем фиксируется общедомовым прибором учета, и впоследствии — распределяется между всеми потребителями многоквартирного  дома. Объем коммунальной   услуги по ОДН, распределяемый  между  потребителями,  не   может превышать нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды. Разницу исполнитель (управляющая компания) оплачивает за счет собственных средств. 
   Исключения — решение общего  собрания  собственников    помещений в многоквартирном  доме,  проведенным  в  установленном  порядке,   о распределении объема ОДН  пропорционально  размеру  общей   площади каждого жилого и нежилого помещения; непосредственная форма управления, выбранная собственниками в установленном законом порядке.  
   Искажения поданной информации по индивидуальным приборам учета, несвоевременная подача данных либо разница во времени снятия показаний приборов учета, отсутствие факта фиксации временно проживающих граждан, конечно, ведет к искажению объема потребления коммунальной услуги, определенного по общедомовым приборам учета. 
    На сегодняшний день одномоментно решить данную проблему не представляется возможным. Вместе с тем, решение данного вопроса так же зависит от сознательности и стремления его урегулировать самими собственниками помещений многоквартирного дома.

Каков порядок начисления платы за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды в домах, не оборудованных общедомовым прибором учета? Ответ

   В случае, если многоквартирный дом не оборудован общедомовым прибором учета соответствующего вида коммунальных услуг, начисление платы за коммунальные услуги на ОДН осуществляется исходя из нормативов потребления соответствующего вида коммунальных услуг.    Нормативы потребления соответствующего вида коммунальных услуг на ОДН применяются в отношении общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, которая распределяется пропорционально общей площади i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме.   
   При применении нормативов потребления коммунальных услуг, предоставляемых потребителям на общедомовые нужды, учитываются площади помещений, не являющихся частями жилых помещений и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме и общежитии, в том числе площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов, коридоров и иных помещений в данном многоквартирном доме и общежитии, не принадлежащих отдельным собственникам и предназначенных для удовлетворения социально-бытовых потребностей (за исключением площадей технических этажей, чердаков, подвалов, лифтовых и иных шахт, земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома и общежития, с элементами озеленения и благоустройства)

В чем особенности начисления платы и применения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в Ямало-Ненецком автономном округе? Ответ

В отношении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению принято постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 сентября 2012 № 794-П «Об особенностях применения в Ямало-Ненецком автономном округе в 2012 – 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в соответствии с которым начисление платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами № 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года, то есть нормативы, ранее утвержденные в муниципальных образованиях Ямало-Ненецкого автономного округа.

Что входит в коммунальные услуги, потребленные на ОДН? Ответ

В соответствии с постановлением Правилами № 306 нормативы потребления коммунальных услуг на ОДН включают расход соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребленных в местах общего пользования, а так же нормативные технологические потери коммунальных ресурсов и не включают расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме. 
    Нормативные технологические потери это технически неизбежные и обоснованные потери коммунальных ресурсов во внутридомовых инженерных системах многоквартирного дома.     Норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды определен исходя из суммы нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению на общедомовые нужды.
     В связи с тем, что иного (более расширенного) определения нормативных технологических потерь в Правилах № 306 и иных нормативных правовых актах не представлено, департаментом энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа в адрес Министерства регионального развития Российской Федерации направлены предложения по внесению изменений в Правила № 306, в том числе о необходимости расширить понятие нормативных технологических потерь в отношении каждой коммунальной услуги, потребленной на ОДН.
    Начисления платы за потребленные коммунальные услуги на ОДН в домах, не оборудованных общедомовым прибором учета должны осуществляться только с момента введения в действие новых нормативов потребления коммунальных услуг, то есть с 1 января 2013 года. Начисления платы на ОДН в домах оборудованных общедомовым прибором учета осуществлялись и до 1 января  2013 года, что обосновано нормами Правил  № 354 и Правил № 307.

В чем заключаются права и обязанности исполнителя? Ответ

 Исполнитель обязан: 
    а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества; 
   б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; 
    в) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю; 
  г) производить в расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении; 
    д) производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя; 
  е) при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет;
 ж) принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях; 
    В случаях, установленных настоящими Правилами, а также в случаях и сроки, которые определены договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решением собственников помещений в многоквартирном доме, снимать показания индивидуальных и общих (квартирных), комнатных приборов учета, заносить полученные показания в журнал учета показаний указанных приборов учета и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания; 
    з) уведомлять потребителей не реже 1 раза в квартал путем указания в платежных документах о: 
    сроках и порядке снятия потребителем показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и передачи сведений о показаниях исполнителю или уполномоченному им лицу;   
  и) принимать сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта; 
  к) вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа; 
   л) при поступлении жалобы (заявления, обращения, требования и претензии) от потребителя об обнаружении запаха газа в помещениях либо на дворовой территории немедленно принимать меры по проверке полученной жалобы и в случае обнаружения утечки газа обеспечить безопасность людей и ликвидацию обнаруженной утечки; 
  м) информировать потребителей в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами, о причинах и предполагаемой продолжительности предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; 
 н) информировать потребителя о дате начала проведения планового перерыва в предоставлении коммунальных услуг не позднее чем за 10 рабочих дней до начала перерыва;  
о) согласовать с потребителем устно время доступа в занимаемое им жилое или нежилое помещение либо направить ему письменное уведомление о проведении плановых работ внутри помещения не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проведения таких работ, в котором указать:
            дату и время проведения работ, вид работ и продолжительность их проведения;  
            номер телефона, по которому потребитель вправе согласовать иную дату и время проведения работ, но не позднее 5 рабочих дней со дня получения уведомления; 
           должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за проведение работ; 
   п) предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей) следующую информацию:   
         сведения об исполнителе
— наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя;
— адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя; 
—  размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены;
—  информация о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным
законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета; 
—   порядок и форма оплаты коммунальных услуг;  
— показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг;
—   сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд;   наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил; 
    р) предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды; 
    с) обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением;  
    т) не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета;  
    у) осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию;   

  Исполнитель имеет право:   
а) требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также уплаты неустоек (штрафов, пеней);  
   б) требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг — по мере необходимости, а для ликвидации аварий — в любое время; 
  в) требовать от потребителя полного возмещения убытков, возникших по его вине, в случае невыполнения обязанности допускать в занимаемое им жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб); 
    г) осуществлять не чаще 1 раза в 3 месяца проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), проверку состояния таких приборов учета;   
    д) приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном настоящими Правилами, подачу потребителю коммунальных ресурсов;  
  е) привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя:   
       для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), коллективных (общедомовых) приборов учета;  
       для доставки платежных документов потребителям; 
       для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям.

В чем заключаются права и обязанности потребителя? Ответ

Потребитель имеет право: 
  а) получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества; 
  б) получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, наличии (отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней); 
  в) требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков;    
  г) получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг;     
д) требовать изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;     
е) требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с
законодательством Российской Федерации;     
ж) требовать от представителя исполнителя предъявления документов, подтверждающих его личность и наличие у него полномочий на доступ в жилое или нежилое помещение потребителя для проведения проверок состояния приборов учета, достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях приборов учета, снятия показаний приборов учета, для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения ремонтных работ, ликвидации аварии и для совершения иных действий, указанных в настоящих Правилах и договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг (наряд, приказ, задание исполнителя о направлении такого лица в целях проведения указанной проверки либо иной подобный документ);     
з) принимать решение об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета;     
и) требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию;     
к) требовать от исполнителя совершения действий по техническому обслуживанию индивидуальных, общих (квартирных) или комнатных приборов учета в случае, когда исполнитель принял на себя такую обязанность по договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг.    

Потребитель обязан:     
а) при обнаружении неисправностей, пожара и аварий во внутриквартирном оборудовании, внутридомовых инженерных системах, а также при обнаружении иных нарушений качества предоставления коммунальных услуг немедленно сообщать о них в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем, а при наличии возможности — принимать все меры по устранению таких неисправностей, пожара и аварий;     
б) при обнаружении неисправностей, повреждений коллективного (общедомового), индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета или распределителей, нарушения целостности их пломб немедленно сообщать об этом в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем;      
в) при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 26-го числа текущего месяца, кроме случаев, когда в соответствии с настоящими Правилами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме действия по снятию показаний таких приборов учета обязан совершать исполнитель (уполномоченное им лицо) или иная организация;                 
г) в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку;            
д) обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета;          
е) допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое или нежилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ — по мере необходимости, а для ликвидации аварий — в любое время;           
ж) допускать исполнителя в занимаемое жилое или нежилое помещение для проверки состояния индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета коммунальных ресурсов и распределителей, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей в заранее согласованное, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца;                 
з) информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;                 
и) своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;          к) при отсутствии индивидуального прибора учета в домовладении уведомлять исполнителя о целях потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек (освещение, приготовление пищи, отопление, подогрев воды, приготовление кормов для скота, полив и т.д.), видов и количества сельскохозяйственных животных и птиц (при наличии), площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками, режима водопотребления на полив земельного участка, а также мощности применяемых устройств, с помощью которых осуществляется потребление коммунальных ресурсов, а если такие данные были указаны в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, то уведомлять исполнителя об их изменении в течение 10 рабочих дней со дня наступления указанных изменений;    
   Потребитель не вправе:                            
а) использовать бытовые машины (приборы, оборудование), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей;                     
 б) производить слив теплоносителя из системы отопления без разрешения исполнителя;                   
в) самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом;            
г) самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета;     
д) осуществлять регулирование внутриквартирного оборудования, используемого для потребления коммунальной услуги отопления, и совершать иные действия, в результате которых в помещении в многоквартирном доме будет поддерживаться температура воздуха ниже 12 градусов Цельсия;  
е) несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.

Какие обязательные позиции должен содержать договор управления? Ответ          

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать:   
а) дату и место заключения договора;
б) наименование, адрес, реквизиты расчетного счета и иную контактную информацию исполнителя;              
в) следующие сведения о потребителе:   
             для физического лица — фамилия, имя, отчество, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон;           
             для юридического лица — наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон;             
г) адрес помещения в многоквартирном доме, жилого дома (домовладения), по которому предоставляются коммунальные услуги с указанием размера (объема, площади) отапливаемых помещений, количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, или вида деятельности, осуществляемой в нежилом помещении;
д) наименование предоставляемой потребителю коммунальной услуги (коммунальных услуг);           
е) требования к качеству предоставляемой коммунальной услуги (коммунальных услуг);      
ж) порядок определения объема (количества) потребленного коммунального ресурса исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, показаний приборов учета или иным указанным в настоящих Правилах способом;             
з) сведения о наличии и типе установленных индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, дату и место их установки (введения в эксплуатацию), дату опломбирования прибора учета заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета, а также установленный срок проведения очередной поверки;              
и) периодичность и порядок проведения исполнителем проверок наличия или отсутствия индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, распределителей и их технического состояния, достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей;                
к) порядок определения объема предоставленных коммунальных услуг и размера платы за коммунальные услуги, порядок, срок и форму внесения платы за коммунальные услуги;                 
л) меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, предоставленные потребителю коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае предоставления таких мер);                  
м) адрес и способ доставки потребителю счета для оплаты коммунальных услуг;                 
н) порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;                  
о) права, обязанности и ответственность исполнителя и потребителя;             
п) основания и порядок приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг;         
р) основания и порядок изменения и расторжения договора;                  
с) срок действия договора.