Официальный портал о жилищно-коммунальном комплексе
Ямало-Ненецкого автономного округа
«ЖКХ-ЯМАЛ»

Это надо знать

Если жители сталкиваются с непредоставлением или некачественным предоставлением жилищно-коммунальных услуг, а также нарушением их прав, то у них — в соответствии с Жилищным кодексом — есть все полномочия повлиять на сложившуюся ситуацию. К сожалению, далеко не все собственники знакомы со своими правами и поэтому, при столкновении с произволом со стороны управляющих организаций, не знают какие действия необходимо предпринимать.

В первую очередь, важно запомнить, что содержание общедомового имущества и придомовой территории, качественное и своевременное предоставление коммунальных услуг, ремонт, вывоз мусора и т.д. – это прямые обязанности управляющей организации, которую, между прочим, нанимают сами жильцы. Причем плату за услуги управляющей организации также назначают собственники жилья на общем собрании.

Таким образом, если жители сталкиваются с какими-то проблемами, в первую очередь им необходимо написать претензию в УК или ТСЖ и не оплачивать некачественные услуги, предоставляемые управляющей организацией, до устранения проблемы. Также управляющая организация по требованию собственников обязана предоставлять сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) и об их стоимости в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».

В том случае, если управляющая компания отказывается устранять возникшую проблему или раскрывать необходимую информацию, у собственников есть право инициировать собрание жильцов и сменить УК. Если домом управляет ТСЖ, собственники также могут на общем собрании сменить председателя и правление.

Если управляющая организация отказывается устранять проблему и ее не удается сменить, следует отправить жалобу в органы, контролирующие деятельность управляющих организаций, в числе которых:

    Органы местного самоуправления

    Государственная Жилищная Инспекция

    Прокуратура

    Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (РосПотребНадзор)

    Суд

Отправлять жалобы следует только в организации, ответственные за решение проблем, связанных с ЖКХ. Звонить и писать в Администрацию Президента, приемную губернатора или в Правительство нецелесообразно, так как в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Таким образом, мы только потеряем время.

Но, прежде чем отправлять жалобу, необходимо знать, как правильно ее составить и какую информацию необходимо указать, чтобы обращение было рассмотрено.

В соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке должен:

— указать наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество или должность соответствующего лица;

— указать свои фамилию, имя, отчество;

— указать почтовый адрес/адрес электронной почты, по которому должен быть отправлен ответ;

— четко изложить суть конкретной проблемы, жалобы или предложения. Не следует перегружать заявление излишними малозначительными деталями, за которыми может потеряться суть самого вопроса. Кроме того, рекомендуем воздержаться от эмоциональных оценок в своем обращении;

— поставить личную подпись и дату.

После составления жалобы с указанием всех необходимых реквизитов и изложения сути проблемы рекомендуем самую первую жалобу отправить в органы местного самоуправления муниципального района (то есть, в самый нижний административный уровень, где и должны выдавать предписания для УК и ТСЖ по устранению проблем). Для ускорения процесса можно сразу отправить жалобу и в Государственную жилищную инспекцию, которая обладает полномочиями по проверке в установленном порядке правомерности принятия решений субъектами, осуществляющими управление многоквартирным домом.

В соответствии с законодательством письменные обращения граждан должны быть рассмотрены в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Если ответ от любого органа не последовал в течение указанного срока, следует отправить жалобу на отсутствие ответа в прокуратуру района или города. В соответствии со статьей 5.59 Кодекса об административных правонарушениях «Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан» отсутствие ответа или несвоевременный ответ государственного органа на обращения граждан влечет наложение административного штрафа.

Если проблема действительно существует и в соответствии с законодательством ее не должно быть, но мы получаем ответ, в котором указывается, что проблема не решаема, то следует отправить жалобу в РосПотребНадзор – федеральную службу, являющуюся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке.

В том случае, если ни один из органов, в которые были отправлены жалобы, не предпринимают действий по решению проблемы, следует обратиться в Администрацию города (области), которой напрямую подчиняется орган местного самоуправления, куда мы отправляли самую первую жалобу. Помимо описания проблемы в жалобе следует указать на все предыдущие обращения в органы, ответственные за решения жилищно-коммунальных проблем, и на полученные ответы, в противном случае Администрация города (области) перешлет запрос в нижестоящую инстанцию.

Если после всех обращений проблема так и не устранена, следует обращаться в органы Прокуратуры. В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре РФ»  вопросы принятия мер воздействия в отношении органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и их должностных лиц, а также обжалования их нормативно-правовых актов находятся в компетенции органов прокуратуры Российской Федерации. В обращении нужно указать всю историю решения проблемы и приложить все жалобы и полученные на них ответы.

В суд следует обращаться в самую последнюю очередь.