Официальный портал о жилищно-коммунальном комплексе
Ямало-Ненецкого автономного округа
«ЖКХ-ЯМАЛ»

Непосредственное управление

Эта информация полезна для тех, кто решил самостоятельно, без помощи профессионалов, управлять своим домом. Разобраться от «А» до «Я» в проблемах ЖКХ можно, другой вопрос, готовы ли вы бросить все свои силы и потратить кучу времени на изучение коммунальной специфики? А может лучше довериться специалистам? В любом случае решать Вам самим!

Начнем с самого примитивного, именно так называют его в жилищном кодексе, способа управления — непосредственного управления многоквартирным домом.

Что оно подразумевает? Главное отличие этой формы ведения хозяйства заключается в том, что каждый собственник берет на себя функции домовладельца. Это значит, что вы сами в индивидуальном порядке идете к поставщикам коммунальных услуг и заключаете с ними договоры на поставку воды, света, газа, отопления, договариваетесь о графике и цене, например, на вывоз мусора. Хлопот при такой форме деятельности, как вы понимаете, у собственника квартиры становиться больше. Как минимум вам необходимо уметь хорошо считать, разбираться в тонкостях начисления платежей и в жилищном законодательстве. К другим недостаткам такого вида управления можно отнести возможные разногласия между жильцами. Как показывает практика, чем больше дом, тем больше возникает проблем с его управлением. А найти такого управляющего — «старшего по дому», который по своей инициативе решал бы массу коллективных вопросов достаточно сложно. Стоит также учесть и тот факт, что у жильцов, как правило, нет ни материальной базы, ни необходимых навыков в деле ремонта и обновления коммуникаций или конструкций дома. Поэтому при непосредственном управлении, как правило, жильцы могут решать только текущие проблемы, такие как: установка новых почтовых ящиков, новой металлической двери с домофоном, косметический ремонт стен или потолков. Вот и получается, что непосредственное управление, как форма ведения хозяйства, выгодна в небольших многоквартирных домах, где объем работы по управлению домом минимален.

Однако есть и свои плюсы у непосредственного управления. Например, вам не надо содержать штат ТСЖ или управляющей компании, платить тому же бухгалтеру, юристу, председателю и прочим специалистам. В случае необходимости общедомовые интересы может отстаивать, например, в суде или в муниципальной организации, «старший по дому» — наиболее авторитетный и компетентный жилец, которого выбирают большинством голосов на общем собрании. Поэтому, если среди ваших соседей вдруг окаже(у)тся специалист(ы) широкого профиля, то смело дерзайте!

Подробнее

Итак, рассмотрим самый простой и распространенный алгоритм действий с заочным голосованием.

1.Прежде всего необходимо создать инициативную группу, которая будет проводить подготовку и проведение общего собрания, после чего она будет трансформирована в постоянно действующий орган самоуправления. Далее эта группа:

2.Проводит разъяснительную работу с жильцами дома.

3.Определяет повестку дня общего собрания.

4.Подготавливает объявления (извещения) о предстоящем голосовании.

5.Обходят квартиры и составляют реестр собственников квартир.

6.Подготавливают бланки документов для голосования.

7.Затем, обход квартир для заполнения опросных листов или бюллетеней для голосования.

8.И обработка результатов голосования.

9.После оформления протокола (он подписывается всеми членами Учредительного комитета или Инициативной группы) уполномоченное домом лицо — им может быть руководитель упомянутого комитета (группы) — снимает ксерокопии с «Протокола собрания» — и предъявляет оригинал и копию протокола сначала в администрацию района, а затем в Управление жилищно-коммунального комплекса администрации города.

10.Одновременно с оформлением «Протокола» необходимо завершить согласование «Договора» на обслуживание и ремонт дома, и с упомянутого «Договора» снять несколько ксерокопий.

11.Наличие всех согласованных документов («Протокола» и «Договора») и их ксерокопий позволяет выполнить заключительные процедуры легализации перехода дома на непосредственное управление:

12.Остается занести дом в реестр, который ведет Управление ЖКК вашего Муниципального Образования и получить в этом Управлении выписку из упомянутого реестра, предъявить эту выписку из реестра в Администрацию района и получить от ответственного исполнителя запись об учете дома в соответствующем реестре района.

13.И не забудьте снять ксерокопию с выписки из реестра № 1 и сдать эту выписку (с росписью представителя Администрации района) в Управление ЖКК вашего Муниципального Образования.

Помните, если жильцы совершенно пассивны в вопросах содержания своего дома, то администрация любого муниципального образования, как правило, решает вопрос управления домом волюнтаристски — то есть, сама назначает ему ту или иную управляющую компанию. В этом случае право жильцов решать вопросы управления общедомовым имуществом чисто номинально. Как правило, неконкурентный выбор управляющей организации ведёт только к тому, что она взимает плату за содержание жилья, а своими обязанностями пренебрегает. Такие дома чаще всего даже выглядят просто ужасно, как снаружи, так и изнутри.

Непосредственное управление эксперты рекомендуют как переходную форму правления при формировании ТСЖ, оформления земельного участка придомовой территории и передачи дома на баланс ТСЖ.