Три года назад в коммунальном комплексе Ямала начались масштабные преобразования. В ЖКХ пришел крупный частный инвестор, стартовали процессы строительства государственно-частного партнерства в этой социально-важной сфере. Трехлетнюю ретроспективу, изменения и достижения ямальского ЖКХ за это время обсуждаем вместе с директором окружного департамента энергетики, тарифного регулирования и жилищно-коммунального комплекса Михаилом Гилевым
Михаил Сергеевич, три года – это срок небольшой, но и не маленький. К каким результатам уже удалось прийти?
— Если смотреть в ретроспективе: 2011 год – стабилизация работы комплекса после банкротства ряда предприятий. 2012 год — формирование централизованной системы управления, внедрение единой кадровой политики, системы расщепления платежей, исключающей перекосы в расчетах между потребителями и поставщиками услуг. Попросту говоря, мы исключили возможность использования управляющими компаниями средств ресурсников. Это позволило существенно сократить долги «управляшек» коммунальщикам. В этот же период определена единая политика по оплате труда. Раньше ставки первого разряда по разным территориям отличались в разы. Теперь система оплаты труда, которую мы принимаем при расчете тарифа, везде абсолютно одинаковая. Это обеспечило прозрачность формирования цен на услуги и рост заработной платы. Если хотите, это первые шаги по пути повышения привлекательности отрасли. У нас в стране не хватает специалистов. И высококлассных спецов могут себе позволить только достаточно устойчивые компании, которые имеют опыт работы в коммуналке. 2013 год – это формирование тарифных дел. В целом, спектр «реформаторских» мероприятий широк и разнообразен, вплоть до того, что новинкой для ямальского ЖКХ стало повсеместное применение системы 1С… Изменилась система реализации ремонтных программ – по большинству территорий все ремонты сегодня финансируются за счет тарифного источника, без привлечения средств бюджета. 2014 год – безубыточная деятельность.
А почему этого же не могли добиться МУПы?
— И можно, и нельзя одновременно. Прежде всего, потому, что, каждый должен заниматься своим делом: стратег — работать на перспективу, тактик — решать текущие задачи. Задача — привлечь в отрасль квалифицированных, опытных управленцев, которые точно знают, что надо делать, что и обеспечивает системные перемены. Нужно было менять общий подход. В качестве примера… Надым. Просят купить для персонала предприятия спецодежду. При этом на складах по отчетам спецодежды лежит на 8 млн. рублей. Стали разбираться, оказалось, к применению на нашем производстве она непригодна. В течение трех лет мы научились покупать «правильную» спецодежду, обеспечили ею персонал, научились рассчитываться за поставленный газ и электроэнергию.
Если говорить о производстве, что изменилось в ямальской коммуналке с приходом частника?
— Мы повернулись к эффективности. В частности, в Надыме, где остро стоял вопрос отсутствия резервов, с приходом частника предложены достаточно простые с точки зрения реализации, решения. Как итог — дополнительно 56 ГКал тепловой нагрузки. На том же самом оборудовании.
В Тазовском районе с прошлого года началась реализация инвестиционной программы — опять же с привлечением средств предприятия. В этом году будет закончена котельная в Газ-Сале. Там тяжелейшая ситуация, котельная практически врастала в землю (происходит потепление, изменяются грунты), при этом ни у округа, ни у муниципалитета денег физически не хватало. Надеемся, что в следующем году нам удастся поменять котельную в Антипаюте – тоже за счет эксплуатирующей организации. Еще один перспективный проект в Тазовском – строительство ГПА-ТЭЦ. Ожидаемый эффект – сокращение удельных расходов топлива в три раза.
Применение парогазовых установок в Ноябрьске и Новом Уренгое – это тоже итоги частных инвестиций – современнейший способ генерации электроэнергии. НПГЭ и новый энергоблок Уренгойской ГРЭС (введен в ноябре 2012) имеет до 52,5% КПД парогазового цикла. Эта технология, позволяет сэкономить до 20-25% топлива. Выработка электроэнергии при этом — более 4,0 млн кВт*ч, что обеспечивает надежность работы Северного энергорайона и возможность подключения новых потребителей – Мангазеи и Ванкорской группы месторождений. В перспективе – после строительства и ввода в эксплуатацию линии электропередач Надым-Салехард, наши станции обеспечат надежность электроснабжения потребителей Салехардского энергоузла. Ноябрьская ПГЭ стала первым в России объектом энергетического строительства, на котором были установлены газовые турбины производства компании General Electric такой мощности, специально разработанные для наших условий.
Коммуналка для бизнеса — это, в принципе, привлекательная отрасль?
Коммуналка – это не бизнес. В отличие от торговли помидорами или пирожками это — обязанность. Это сфера, которая несет огромную социальную нагрузку. Кто бы ни эксплуатировал системы водоснабжения и отопления, 1 сентября в Ямало-Ненецком автономном округе начинается отопительный сезон. Нет права не выполнить эту задачу, вплоть до уголовной ответственности.
Кроме того, в коммуналке большие риски. Это не биржевой продукт. Поэтому и возникал вопрос, который задавали еще в самом начале губернатору, по поводу выбора инвестора: «Почему именно этот?» (имеется в виду «Интертехэлектро», которое развивает единого коммунального оператора на базе ЯКЭ)? А в очередь их не стоит! Наперегонки за коммуналку никто не бьется.
Поэтому когда речь идет о бизнесе, а его основная цель, как известно, прибыль, надо понимать: в коммуналке процент прибыли жестко ограничен. Например, законодательное ограничение по воде — всего 7 процентов. Из них около 3 процентов — это социальный пакет персонала. То есть реальной прибыли, которая должна быть опять же израсходована на инвестиции — 4 процента.
Чтобы ни говорили, но государство, приняв решение привлекать частные средства в большую электроэнергетику, получило территории даже с профицитом генерирующих мощностей. А сколько обвинений было в том, что «распродали» Родину! Да куда это все денется? Частник это оборудование никуда не вывезет. Если он пришел, значит, думает развиваться здесь, привезет сюда свои технологии и финансы. Частник крепко «сидит» на тарифном крючке, контролировать его можно через экономику предприятия. Если коммерсант не выполняет ремонтные или инвестиционные работы, фактически, у нас есть право снять эти деньги при следующем тарифном регулировании.
А если частник передумал заниматься этим? Бросил? Раззорился? Какова наша готовность к таким бизнес-рискам?
— Конечно, бывают случаи, когда инвесторы разоряются. Подобная ситуация была в Пуровском районе. Компания долго работала на территории. Взяла в лизинг оборудование, монтировала три котельных. Это было в 2010-12 гг. И в какой-то момент разорилась. В 2012-м году округ завершил процедуру выкупа оборудования (изначально была такая договоренность, инвестиционный проект во многом на этом строился), имущество было передано в аренду другой эксплуатирующей организации и, соответственно, сбоя в теплоснабжении допущено не было.
— А какие гарантии есть у бизнеса? Ведь он берет на себя тяжелое хозяйство, но при этом может оказаться брошенным в какой-то проблемной ситуации?
— Очевидно, что инвестор должен иметь и гарантии возврата вложенных средств. Для этого необходимо сформировать долгосрочную модель бизнеса. По планам федеральных властей, в качестве таковой нужно использовать два варианта передачи коммунальных объектов в управление частному бизнесу – долгосрочную аренду и концессию.