Официальный портал о жилищно-коммунальном комплексе
Ямало-Ненецкого автономного округа
«ЖКХ-ЯМАЛ»

ЖКХ-криминал: популярные схемы и причины их появления

08.05.2017

Преступлений  в ЖКХ много, а раскрываются они сложно, — констатируют эксперты. Самыми распространенными преступлениями в сфере ЖКХ являются хищения: присвоение, растрата, мошенничество. Как правило, их совершают руководители управляющих компаний (УК), товариществ собственников жилья (ТСЖ) и муниципальных унитарных предприятий (МУП). Способы воровства средств, собираемых с населения на оплату коммунальных услуг, самые разные. К примеру, недобросовестные коммунальные компании перечисляют деньги жильцов на подставные и подручные фирмы под видом оплаты работ, которые в реальности не были выполнены. Бывает, принимают в штат несуществующих сотрудников, которым за счет дома начисляется зарплата. А нечистые на руку председатели ТСЖ обычно попросту кладут деньги к себе в карман. Немало злоупотреблений происходит при проведении капитальных ремонтов по Федеральному закону «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Организация, обслуживающая жилье, либо не проводит ремонт, а выделенные из федерального и регионального бюджетов средства присваивает себе, либо делает его некачественно — частично или из дешевых материалов — и утаивает сэкономленные деньги.

 

Проблема в том, что в жилищно-коммунальном хозяйстве достаточно сложно выявлять и раскрывать преступления — они, как правило, латентные и крайне запутанные. Подчас бывает трудно определить, куда пропали деньги. Скажем, управляющая компания заказывает провести ремонтные работы подрядчикам, которые зачастую существуют только на бумаге, те — субподрядчикам, последние — еще кому-нибудь. Так выстраиваются сложные цепочки: нужно отследить весь ряд исполнителей, проверить, кто какую работу в реальности выполнил, насколько качественно… Главное, нужно доказать преступный умысел, то есть выяснить: это директор — глупый человек, который по неосмотрительности нанял недобросовестного подрядчика, или он намеренно перевел средства подставной фирме. А может, и подрядчик вполне добросовестный — его подвел корыстный субподрядчик.

 

Еще одна проблема в том, что для чиновников, которые выделяют деньги, важнее, были они освоены или нет. Как правило, их мало интересует, на что в реальности были потрачены средства — они довольствуются отчетами о проделанной работе, которые предоставляют УК. Чиновники не обязаны это делать. По логике законодателей, зачем чиновникам контролировать расходование средств на капремонт, если есть жильцы, которые должны за этим следить? Вместе с тем, есть и проблема с отсутствием  специалистов, которые бы проводили техническую экспертизу после ремонта.

При этом складывается странная ситуация:  есть УК, которые регулярно попадаются на нарушениях, проигрывают суды собственникам, но при этом продолжают работать. Законодательство не позволяет закрывать обслуживающие организации, выгонять их с рынка. Единственный выход — собственники могут отказаться от их услуг. Поэтому важно обдуманно выбирать управляющую организацию и контролировать ее работу.

Напомним, что окружная прокуратура в этом году продолжает проведение проверок эффективности использования финансовых ресурсов организациями коммунального комплекса. Первое полугодие выдалось «урожайным»: выявлено 314 нарушений закона, для их устранения внесено 29 представлений (21 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности), направлено 9 заявлений в суд на сумму 3.899 тыс. руб., возбуждено 25 дел об административном правонарушении, 48 уголовных дел, по 11 из них уже вынесены обвинительные приговоры. По материалам Российской газеты и публикаций окружной прокуратуры