Официальный портал о жилищно-коммунальном комплексе
Ямало-Ненецкого автономного округа
«ЖКХ-ЯМАЛ»

Ученые подсчитали какими темпами растут расходы на ЖКХ в соотношении с доходами населения

30.05.2018

Счета за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) в последние четыре года в России увеличились темпом в два раза выше, чем доходы населения. При этом число получателей адресной поддержки в виде жилищных субсидий за последние годы сократилось. Денежные доходы в номинальном выражении в 2017 году по сравнению с 2013-м выросли на 21% (с 25 928 до 31 477 руб.), а счета за жилищно-коммунальные услуги в расчете на одного человека за тот же период увеличились на 39,5% (с 1598 до 2229 руб.). Такой вывод сделала старший научный сотрудник РАНХиГС Александра Бурдяк, отталкиваясь от данных проведенного Росстатом исследования. Увеличение коммунальных тарифов опережало рост цен на другие товары и услуги, особенно во втором полугодии 2017-го, когда инфляция в целом стала рекордно низкой. Хотя правительство ограничивает своими распоряжениями рост тарифов на ЖКУ в среднем 4%, за 10 месяцев 2017 года, например, по данным исследования банка «Русский стандарт», средний платеж за коммунальные услуги составил 2,7 тыс. руб., а это почти на 9,5% больше, чем за тот же период 2016 года.

Для смягчения нагрузки на бюджеты домашних хозяйств, связанной с ростом тарифов, в стране действует адресная программа жилищных субсидий: предельно допустимая доля совокупных доходов семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг установлена в регионах в размере от 10 до 22%. Москвичи, например, имеют право на получение субсидии, если платежи по ЖКХ составляют 10% от их дохода. Властями Санкт-Петербурга этот порог установлен в размере 14%, а в Якутии – 15%. Кроме субсидий значительная часть населения получает социальную поддержку по оплате ЖКУ, например ветераны труда или члены семей репрессированных. В пресс-службе Минтруда России пояснили, что для федеральных льготников (инвалидов, чернобыльцев и ряда других) существует компенсация в размере 50% от стоимости ЖКУ. На эти цели субъектам РФ выделяются субвенции из средств федерального бюджета. При росте тарифов увеличиваются выделяемые регионам субвенции».

В исследовании Бурдяк, которое основывается на данных проведенного Росстатом «Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах 2017 года», отмечается, что в кризис 2009–2010 годов охват населения мерами социальной поддержки не менялся, а доля семей, получающих жилищные субсидии, напротив, возросла, смягчив шок от снижения доходов. В последние годы такого эффекта в целом по РФ не наблюдается: несмотря на снижение реальных доходов и рост тарифов, доля семей, получающих жилищные субсидии, постепенно сократилась с 6,4% в 2013 году до 5,7% семей в 2017-м.

Сопоставление объема предоставленных субсидий и мер социальной поддержки с объемом начисленных населению платежей за жилье и коммунальные услуги еще отчетливее показывает снижение роли данных программ», – говорится в исследовании. Выплаты через жилищные субсидии в последние четыре года сократились с 3,3 до 2,8% совокупных начисленных населению платежей, роль социальной поддержки снизилась за тот же период с 14,9 до 11,7%. По данным эксперта, суммарно эти две меры в 2017 году возмещали 14,5% платежей, тогда как накануне кризиса в 2013-м они составляли 18,2% от объема начисленных населению платежей за ЖКУ. В анализе также отмечается, что размер социальной поддержки на одного пользователя вырос за четыре года на 16%, а размер субсидии на одну семью – на 33%. Исследование отмечает, что меры социальной поддержки предоставляются сегодня в денежной форме, однако категории граждан, которым назначаются эти скидки, по-прежнему не зависят от их доходов или расходов на ЖКУ.

Согласно данным Росстата, 30% домохозяйств состоят только из людей трудоспособного возраста, и в этой группе малоимущие составляют 4,4% семей. В 30% семей есть дети в возрасте до 15 лет, а бедность здесь составляет 21%. В 7% семей есть и дети, и люди пенсионного возраста (здесь бедность 18%). А вот в 40% домашних хозяйств хотя бы один член семьи в пенсионном возрасте, и в этой группе только 2% семей – малоимущие. При этом среди получателей социальной поддержки 84% – это домохозяйства с пенсионерами, в том числе 10% домохозяйств, в которых есть и пенсионеры, и дети в возрасте до 15 лет. Семьи с детьми составляют 18% получателей социальной поддержки (с детьми и без пенсионеров – 8%), и домохозяйства, состоящие из лиц трудоспособного возраста, – 8%. Жилищные субсидии распределяются в большем соответствии с рисками бедности: 30% получателей – это семьи с детьми, 74% – семьи с пенсионерами и 6% – домохозяйства, состоящие из граждан трудоспособного возраста.

Таким образом, меры социальной поддержки и субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг продолжают фокусироваться на домохозяйствах пенсионеров, а не на самой уязвимой по материальному положению группе – семьях с детьми. Исследование обращает внимание, что в целом получателей субсидий в 2017 году стало меньше, чем в докризисном 2013-м. Только в 20 субъектах Федерации число семей, получающих субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, за это время выросло. В пресс-службе Минстроя, который определяет тарифную политику в ЖКХ, заявили вчера «НГ», что расчеты РАНХиГС вызывают у них большие сомнения. «Рост совокупного платежа за жилищные и коммунальные услуги с января по октябрь 2017 года составил 5,7% (за 2016 год — 7%), при этом, по данным ФАС (ФАС отвечает за установление тарифов и контролирует их динамику), в 2017 году фактический рост размера платы граждан по 82 субъектам РФ составил 3,87 %», – сообщили в Министерстве.

«Рост тарифов объясняется очень просто: власти считают, что небольшие повышения окажутся малозаметными для населения, при этом они позволяют собрать существенные суммы на затыкание различных бюджетных дыр, – сказала «НГ» первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова. – В ряде регионов тарифы устанавливаются с нарушениями законодательства, именно поэтому у региональных счетных палат масса вопросов и к тарифам, и к действиям управляющих компаний, и к действиям ресурсных компаний, притом что качество предоставляемых услуг не улучшается. Подавляющее большинство граждан России считают, что качество услуг ЖКХ не соответствует их цене. Компании, в свою очередь, жалуются на недостаток рентабельности. В случае ЖКХ речь идет о глубокой системной проблеме, о ней говорят уже очень много лет, и если ничего с ней не делать, то уровень социальной напряженности повысится чрезмерно».

Источник: Независимая газета