Известно: российский потребитель зачастую не включается в борьбу за свои законные права по одной простой причине: трудозатрат и нервов это требует много, а результат получается копеечный. Однако новые правила, которые сейчас по закону позволяют подавать в суд групповые иски от обиженных потребителей, а также увеличение штрафов для бизнеса за невыполнение предписания контролирующего органа изменят ситуацию, уверены эксперты. Анатолий Голов, сопредседатель Союза потребителей России, разъясняет изменение ситуации на примере ЖКХ.
С 1 октября минувшего года заработал новый механизм так называемых групповых исков. Раньше недовольные теми же услугами ЖКХ могли подавать судебные иски только в защиту неопределенного круга лиц, которые не предусматривают выдвижение финансовых требований. В результате суды могли признать, что организация нарушает права жильцов, но взыскать с нее деньги было нельзя. Групповые иски меняют многое. Возвращаясь к нашему примеру, скажу: если у одного человека перерасчет за один день отключенного отопления обязует компанию вернуть ему 30 рублей, то по групповому иску, если в доме, например, 200 квартир, уже 6000 рублей. То есть у потребителей появился реальный инструмент воздействия на нарушителей их прав.
Комментарии: