Официальный портал о жилищно-коммунальном комплексе
Ямало-Ненецкого автономного округа
«ЖКХ-ЯМАЛ»

Ноль на фазе, а напряжение возрастает. История двух долгов — в частности и в общем

11.09.2016

Историю своего участия в рейде по отключению электроэнергии у должников описал корреспондент издания «Поялрный круг». Первый адрес: Адрес – Ангальский Мыс, 35а. Вместе с тремя техниками-электриками группы учёта структурного предприятия «Электрические сети» заходим в одноэтажное здание общежитского типа. Здесь живут двое должников: один не оплатил 19 тысяч рублей, другой – 20 тысяч.

Постучали к первому. Дверь открыл мужчина лет тридцати пяти, поздоровался с ярко выраженным южным акцентом. Узнав о цели визита, хозяин включил эмоции, недоумевая, как это можно отключить от электроэнергии семью с тремя детьми. Конечно, ему не понравилось присутствие фотокорреспондента с камерой, в адрес коллеги последовали конкретные угрозы расправой. И всех остальных он пообещал найти, бесцеремонно обращаясь к каждому на «ты». В общем, без полиции не обошлось.

Однако и присутствие представителей власти не сразу убедило горячего парня. Распоряжение об отключении он посчитал, образно говоря, филькиной грамотой, твердил, что все действия незаконны, так как никаких уведомлений он якобы не получал. Эмоциональный градус поднимался всё выше, находящийся здесь же сосед, как выяснилось позже, второй должник, демонстративно снимал всех присутствовавших на камеру смартфона. Через какое-то время представление всё же завершилось отключением абонента от электрических сетей: техник-электрик перевёл вводной автомат в положение «выключено» и опломбировал номерной пломбой.

Составленный акт не заинтересовал темпераментного неплательщика, взять документ он отказался. Вопрос корреспондента «ПК», почему не платит за потребляемые энергоресурсы, тоже проигнорировал. И удалился, пообещав обратиться в прокуратуру по поводу произошедшего. Через пятнадцать минут к дому подъехал участковый, и наш «герой» вскоре был сопровождён в полицейский «уазик». А ведь всё могло быть иначе…

– Полицию приходится частенько вызывать, среди должников агрессивных хватает, – говорит техник-электрик Александр Никифоров.

Опасные, как оказалось, будни у сотрудников структурного предприятия «Электрические сети». Непростое дело – исполнить распоряжение, подписанное главным инженером «Салехард​энерго» – предприятия-поставщика той самой энергии, за которую многие горожане не считают нужным платить. Ведь наш пылкий клиент, как оказалось, не исполняет договорных обязательств с предприятием почти год.

Наталья Андреева, старший техник отдела реализации Салехардэнерго, открывает таблицу в компьютере, там отмечены неплательщики за потреблённые ресурсы. В их числе и наш новый знакомый.

С 1 января 2016 года были резко повышены пени за неуплату коммунальных услуг. Для граждан повышение будет – с 91 дня просрочки. Ставка рефинансирования ЦБ РФ на сегодня – 11 процентов. Она указана в процентах и для расчёта пени её необходимо преобразовать в доли:

11% : 100% = 0,11. Для расчёта применяется следующая формула:

– за второй и третий месяц: пени = задолженность ЖКУ умножить на долю ставки рефинансирования, разделить на 300 и умножить на количество дней просрочки платежа;

– за четвёртый и последующий месяцы: пени = задолженность ЖКУ умножить на долю ставки рефинансирования, разделить на 130 и умножить на количество дней просрочки платежа.

– Их дом переведён на прямые расчёты с Салехардэнерго 1 апреля 2015 года. С этого числа от данного абонента поступил единственный платёж – полторы тысячи рублей от 23 октября. В среднем за месяц у них выходит на тысячу больше, – озвучивает высветившиеся цифры Наталья Давыдовна. – И ни разу за это время не были представлены показания счётчиков. Значит, начисления производились по установленной законом норме.

По словам старшего техника, первое уведомление о предстоящем отключении от сетей к должнику попало 5 февраля 2016 года, доказательство – подпись хозяина квартиры. В следующие 20 дней, которые даются на погашение долга, собственник не реализовал эту возможность, и к нему пришёл курьер со вторым уведомлением, так по закону.

– Во втором уведомлении они не подписались, видимо, поняли, что грядёт отключение. Курьер на такой случай приходил не один, с двумя свидетелями, это было 7 марта, – добавляет Наталья Андреева.

Так что лукавил наш должник, прикрываясь тремя детьми, когда говорил, что его не предупреждали об отключении. «Почему же вы раньше не думали о своих детях?» – справедливо возразил тогда сотрудник полиции.

– Может, у него нет 19 тысяч, – предположила моя коллега, когда мы обсуждали уже в редакции неоднозначное поведение жителя с Ангальского Мыса.

Во-первых, есть возможность рассчитаться с Салехардэнерго в рассрочку. Для этого следует прийти на Свердлова, 39, в кабинет №137, где заключить договор о поэтапном погашении долга.

– И вопросов к ним не будет, если они начнут регулярно оплачивать назначенную сумму, – утверждает Наталья Андреева.

Во-вторых, если доходы семьи ниже прожиточного минимума, в департаменте по труду и социальной защите населения можно оформить субсидию на оплату коммуналки.

– Но только при отсутствии долга за коммунальные услуги. При его наличии субсидию можно получить только после заключения соглашения о поэтапном погашении, – дополнил наши коммунальные знания Евгений Майлатов, заместитель генерального директора Салехард​энерго.

То есть выход есть! И не один. Было бы желание исполнять свои обязательства. Впрочем, во время нашего посещения дома на улице Ангальский Мыс гражданин неоднократно говорил, что оплатит долг, правда, не уточнял, когда.

Тогда зачем был весь этот цирк с угрозами прокуратурой? Вроде всё понятно: пользуешься энергией, плати, не хочешь платить, жги лучину. Так мало того, что привод в полицию получил, ещё и за подключение надо будет выложить 1488 рублей.

В Кодексе об административных правонарушениях за самовольное подключение к электросетям полагается штраф от 10 до 15 тысяч рублей для физических лиц. Ещё недавно штраф составлял от 3 до 6 тысяч.

– После этой оплаты будет издано распоряжение, и в течение двух рабочих дней подключим, – уточняет Наталья Андреева.

А ведь можно было всего этого избежать. Год почти не платил, к тому же проигнорировал уведомления, они и по почте приходили, просто ты их намеренно не распечатывал, они тут же в коридоре на стуле лежали россыпью. Ну дождался отключения, скажи, что сейчас оплатишь и принесёшь квитанцию, и сделай это. Я думаю, и части оплаченного долга хватило бы на тот момент, чтобы лампочка горела для твоих детей.

Штраф за самовольство

В тот же день в доме №35а был лишён электроэнергии и второй должник. По информации старшего техника Натальи Андреевой, он не сделал ни одного платежа с 1 марта 2015 года. С ним обошлось без шума, благо прибор учёта находится в общем коридоре. В домах с внутри​​квартирным расположением счётчиков надо ещё попасть в жилое помещение. Это не просто, говорит Евгений Майлатов:

– Сначала абонента надо предупредить, согласовать с ним время посещения, а у него всегда может найтись причина не находиться дома. И подобных процедурных вопросов в правилах предоставления коммунальных услуг много. Но отключили должника – не решили вопрос окончательно. Теперь надо его еженедельно контролировать – не сорвал ли он пломбу. На одном из недавних заседаний антикризисного штаба в администрации города была озвучена информация: из 44 отключённых от электросетей потребителей на тот момент 25 подключились самовольно. А это уже административное правонарушение.

– Но не стоит думать, что самовольное подключение касается только ресурсоснабжающей организации, – продолжает Евгений Майлатов. – Это ещё и головная боль соседей правонарушителя. Бывают случаи, когда мы вынуждены демонтировать автомат, потому как потребитель постоянно срывает пломбу. Тогда он подключается к коммутационной аппаратуре соседа. И продолжает при этом не платить. Такие действия могут привести к короткому замыканию, пожару в щите электроснабжения. Другой момент. Вот отключили, составили акт, и начисления не производятся. Проверка целостности пломб происходит раз в неделю. Значит, какой-то период не учитывается, и эти неучтённые объёмы падают на общедомовые нужды всех жильцов. Люди пишут жалобы, мы разбираемся по каждому случаю, это наша работа.

По словам Юрия Кочеткова, автора «Бурмистр.ру», форума для управляющих компаний, для того чтобы справиться с неплательщиками, нужно сделать три вещи: включить пени в основную платёжку, законодательно закрепить переход задолженности за оказанные ЖКУ к новому собственнику при продаже жилья и упростить процедуру ограничения предоставления коммунальных услуг должникам. Действующий в настоящее время порядок оторван от реальности, уверен он.

По словам Евгения Майлатова, после того, как абоненты были отключены и продолжают не платить, через определённое законом время подаётся исковое заявление в суд. Решение суда исполняют судебные приставы-исполнители. Далеко не все оплачивают долги и после суда. Нередки случаи, когда приставы приходят в дом к должнику, а там описать нечего в счёт оплаты задолженности.

К сожалению, более действенного механизма борьбы с неплательщиками законодательством не предусмотрено. Этот процесс бесконечный, должники будут всегда, а мы ещё не дошли до западных методов, когда положил на электронную карту средства, вставил её в прибор учёта и потребляешь ресурсы, пока на карте средства не закончатся. И нет никакой возможности для самовольного включения.

Источник — Полярный круг