Официальный портал о жилищно-коммунальном комплексе
Ямало-Ненецкого автономного округа
«ЖКХ-ЯМАЛ»

Перспективы развития ямальской коммуналки. Мнение исполнительного директора АО «Ямалкоммунэнерго» Максима Пономарёва

13.12.2017

Максим Евгеньевич, в последние два года вся страна говорит о кризисе. От него страдают бюджеты, растут цены, падает платежеспособность… Как общеэкономическая ситуация отразилась на деятельности ресурсоснабжающего  предприятия, услуги которого востребованы всегда?

— Если говорить о тенденциях, которые на сегодняшний день складываются в тарифной политике, мы перешли к периоду долгосрочного тарифного регулирования.  Вне зависимости от экономической потребности рост тарифа для населения не может превышать предельного индекса, который устанавливает Правительство Российской Федерации. Для нашего региона на сегодня этот индекс установлен  в районе семи процентов по различным видам тарифов от электроэнергии до воды и водоотведения. О чем это говорит? О том, что золотое время, когда ресурсник мог защищать экономически обоснованные тарифы, включая туда объективные затраты, связанные с техническим перевооружением и модернизацией производственных мощностей, уже миновало.  Для Ямала это характерно тем, что долгое время, когда окружной бюджет имел профицит и потенциал развития коммунального комплекса за счет безубыточных тарифов, эту возможность не использовали. В 2015 год мы вошли с безубыточным тарифом по большинству услуг, но на экономическом здоровье это отразилось только наполовину. Причина —  значительная дебиторская задолженность потребителей. Тенденция к росту дебиторки прослеживается, к сожалению, как по населению, так и по прочим потребителям. 

Как отразился рост общей ценовой конъюнктуры на экономике и, прежде всего, на инвестиционных программах АО « Ямалкоммунэнерго»?

— Нам пришлось кардинально пересмотреть принципы реализации технической политики. Попросту говоря, отказаться от всех «украшений» и «наворотов», хотя они ведут к более качественной и менее затратной эксплуатации самих машин. Поэтому если говорить о принципах проектирования и строительства  тех же электростанций, особенно по небольшим поселкам, мы отдали предпочтение блочно-модульному исполнению. Помимо снижения затрат на капстроительство их несомненный «плюс» в высокой степени автоматизации. В части водоочистных сооружений – это уход от гигантомании, строительства фундаментальных сооружений, подразумевающих дамбы, шлюзовые конструкции и пруды-накопители опять же в пользу систем в блочно-модульном исполнении.  В совокупности с мероприятиями по очистке и обеззараживанию сетей водоснабжения, которые «Ямалкоммунэнерго» проводит для предотвращения вторичного загрязнения очищенной воды в сетях, в конечном итоге это позволит решить в регионе проблему качества питьевой воды. Ведь не секрет что Ямал, обладающий колоссальными запасами пресной воды, пока не в состоянии полностью обеспечить качественной питьевой водой не только население малых поселков, но таких районных центров, как Мужи  (Шурышкарский район) и Яр-Сале (Ямальский район).

К деятельности «Ямалкоммунэнерго» периодически возникают претензии. При этом очевидно, что проблема не в том что «разруха» в головах. Состояние многих объектов коммунального   хозяйства региона,  взятых корпорацией в аренду далеко от идеального…

На сегодняшний день в причинно-следственной цепочке мы действительно крайние, поскольку договором аренды собственником имущества предусмотрена обязанность арендатора надлежащим образом эксплуатировать, содержать, осуществлять техническое обслуживание и эксплуатацию этих  объектов. Ранее выявленные и заактированные дефекты  — все это давно осталось за скобками. Это касается не только самих объектов энергетики и ЖКХ, но и объектов жилфонда и соцкультбыта.

На практике мы нередко сталкиваемся  с тем, что конструктивные просчеты, либо ошибки строителей приводят к тому, что, например, жилой дом имеет зауженные диаметры ввода, разводка не позволяет продавить должное количество теплоносителя или обеспечить давление водяного столба. Зачастую при начале эксплуатации объектов выявляются блуждающие токи. Как результат  — металлическая разводка приходит в полную негодность: труба представляет собой изжаленную поверхность, которая, как решето, испрещена микроскопическими дырками электроэрозии. Поэтому мы вышли с инициативой к профильным департаментам ЯНАО, службам государственного архитектурного и жилищного надзора об обязательном включении представителей ресурсоснабжающих организации в состав комиссии по приемке объектов в эксплуатацию.

—  Итогом совещания Генпрокуратуры в Салехарде, которое прошло весной текущего года, стало поручение усилить экологический контроль на Ямале. Учитывая печальные реалии и жесткие обязательства, как коммунальные предприятия могут избежать рисков, связанных с исполнением этой задачи надзорными органами?

— Я бы разложил проблему на две составляющие. Решение одной вполне по силам нашей организации. Другая относится к более глобальным, требует значительных капитальных вложений и сроков для воплощения.  

Первая (назовем ее «теорией малых дел») — это разработка и реализация планов ликвидации аварийных ситуаций, проведение экспертизы  промышленной безопасности ОПО, установка ограждений, систем видеонаблюдения, противопожарной  сигнализации, обваловка территории. Эти мероприятия нашей организацией осуществляются.

К непосильным можно отнести то, что большинство складов ГСМ, которые строились когда-то геологоразведчиками и нефтяниками хозспособом, расположены в водоохранных зонах или, как например, в Шурышкарскарском районе, на землях лесного фонда. Это минимизировало затраты связанные с раскачкой нефтепродуктов, но категорически противоречит требованиям экологического и природоохранного законодательства.

 Чтобы построить новые склады ГСМ, отвечающие всем современным требованиям, нужна колоссальная сумма – в текущих ценах около 20 млрд. рублей. Эти затраты невозможно учесть в тарифе, поскольку они не влияют на рост доходов предприятия. Однако они решают вопросы надежности и бесперебойности, что является приоритетным в работе энергетиков. Поэтому вопрос проектирования и строительства новых емкостных парков мы намерены решать в тесном сотрудничестве с окружными властями и муниципалитетами на основе государственно-частного партнерства. 

— Все это объективные вещи, однако в конфликте с разливом ГСМ в селе Белоярск (Приуральский район), правоохранители разделили наказание поровну для всех предприятий, которые когда-либо вели работу на загрязненном участке. С  резюме «загрязняли в течение 20 лет».  Хотя в Приуральский район корпорация вошла только в 2014 году…

— Не хочу оправдывать халатные действия отдельных специалистов, за которые наказание понесло в целом все «Ямалкоммунэнерго». Вместе с тем, очевидно, что почва систематически загрязнялась — много лет. Однако на слив отработанных масел и остатков ГСМ долгие годы попросту закрывались глаза. Никогда в истории муниципальные предприятия не имели лицензий на право эксплуатации ОПО. По подавляющему большинству складов ГСМ исполнительная и проектная документация практически утрачена. Но точка контролирующих органов изменилась кардинально, только когда в коммуналку пришла коммерческая структура.  

Тем не менее, для нас ситуация в Белоярске — серьезный повод не только задуматься над культурой производства и техникой безопасности, но и дисциплинировать своих работников, которые, перейдя из муниципальных унитарных предприятий в акционерное общество, зачастую не поменяли свой менталитет. Вот с этим можно и нужно бороться.

— Минувшая зима с перепадами температуры и сильными ветрами обнажила еще одну брешь в коммунальном хозяйстве Ямала: электрические сети Тазовского района …

— То, что сети имеют сверхнормативный износ и всю проводку, которая выполнена в алюминии, нужно менять на СИП (самонесущий изолированный провод) вполне очевидный факт, и мы над этим работаем. Задача предприятия (в течение 5-7 лет она вполне осуществима) выполнить эту работу в рамках собственной производственной и инвестиционных программ. Тазовский район – первый, где корпорация начала свою деятельность и реализует одну из самых объемных инвестиционных программ, в рамках которого в 2015 году построена блочно-модульная котельная в с. Газ-Сале. В текущем году идет строительство котельной  мощностью 6,5 МВт в с. Антипаюта.  В районном центре строится ГПА-ТЭЦ, которая позволит сократить количество инцидентов с отключением электроэнергии до минимума. Уже к  концу июня мы ожидаем поставку первых двух энергоблоков объекта в контейнерном исполнении.

Одна из актуальных для ЖКХ тем — долги потребителей. Ямал вошел в число первых регионов, кто, пользуясь нормами Постановления Правительства РФ № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» перешел на прямые расчеты между РСО и потребителем.  Насколько это решает  проблему неплатежей?

— Я бы провел аналогию с рукой, которую заставили вытащить из чужого кармана. Не хочется управляющие компании равнять под одну гребенку, потому что сами работаем в этом бизнесе и понимаем все существующие сложности. С этой точки зрения соответствующие поправки в федеральный закон — это единственная жизнеспособная для РСО и управляющих компаний форма расчетов, когда каждый получает за свой труд.