Официальный портал о жилищно-коммунальном комплексе
Ямало-Ненецкого автономного округа
«ЖКХ-ЯМАЛ»

Стратегия развития ЖКХ ЯНАО

СТРАТЕГИЯ

РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО- КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ДО 2020 ГОДА 

Выдержки из

«Стратегии социально-экономического развития

Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года»

Характеристика и некоторые системные проблемы экономического развития автономного округа

Автономный округ занимает 769,3 тыс. кв. км и по площади относится к числу крупнейших субъектов России.  Его территория расположена в экстремальной природно-климатической зоне Крайнего Севера и Полярного круга, что непосредственным образом осложняет жизнедеятельность людей, оказывает влияние на развитие производственной и социальной инфраструктуры.

 Промышленный прогресс последних десятилетий способствовал стремительному росту население округа. Массовой трудовой миграции не помешали ни критические температуры Крайнего Севера, ни слабая обустроенность новых поселений. За пятьдесят лет численность населения в регионе выросла в 8 с лишним раз, достигнув к 1 июля 2011 года 530,2 тыс. человек (0,38% населения России). Естественный прирост населения региона формируется в основном за счет преобладания представителей более молодой возрастной структуры. Преимущества среднего возраста жителей в 33 года, в последние годы ослабляет тенденция к «старению» населения. Несмотря на то, что суровые условия Севера малопригодны для жизни пенсионеров, доля людей старше трудоспособного возраста увеличилась с 4,4% в 2000 году до 7,9% в 2009 году. В то же время доля населения моложе трудоспособного возраста сократилась с 26 % в 2000 году до 20,9 % в 2009 году.

Расселение населения в округе характеризуется высокой урбанизацией. Спрос и предложение рынка труда в городской и сельской местности имеют структурный дисбаланс. В городах много рабочих мест — мало трудовых ресурсов, в сельских населенных пунктах наблюдается обратная ситуация. Дополнительной особенностью регионального рынка труда является то, что свыше 15% занятых в экономике округа работают вахтовым методом и проживают за пределами Ямала. В среднем по округу потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости населения, превышает численность безработных граждан более, чем в два раза.

Наряду с общим дефицитом трудовых ресурсов, регион испытывает недостаток квалифицированных специалистов. Особенно ощутима нехватка профессионалов высокого класса в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, сельском хозяйстве, сферах торговой деятельности, общественного питания, связи и транспорта, а также социальной сфере.  Старение кадров, как одна из самых актуальных проблем, требующих незамедлительного решения, наиболее остро проявляется в системе образования и здравоохранения.

В автономном округе отмечается достаточно высокий, по сравнению с другими регионами, средний уровень заработной платы. Однако, при детальном изучении вопроса, выявляется высокая отраслевая и территориальная дифференциация. Так, по итогам 2010 года среднемесячная заработная плата в бюджетной сфере (32,0 тыс. рублей) составила 60,0% от среднеокружной (52,6 тыс. рублей), а в сельском хозяйстве (21,4 тыс. рублей) — только 40,0%.

Что касается территорий, то наиболее высокий уровень заработной платы отмечается в районах нефтегазодобычи, наиболее низкий — в сельских районах автономного округа.

Наиболее острой для жителей автономного округа остается проблема ветхого и аварийного жилья, удельный вес которого занимает 8,6% (866,6 тыс.кв.м) общей площади жилого фонда региона.

Несмотря на предпринимаемые усилия, жилой фонд устаревает быстрее, чем появляются новостройки. Это особенно характерно для сельских территорий и национальных поселков округа, возраст которых часто старше возраста ямальских городов. Большинство зданий этих поселений в деревянном исполнении, срок их постройки превышает 40 лет.

Экстремальные погодные условия, значительные затраты на поддержание стабильной и безаварийной работы жилищно-коммунального комплекса, неразвитость транспортной инфраструктуры предопределили объективно высокий уровень тарифов на услуги ЖКХ. Снижение этой нагрузки на население обеспечивается за счет субсидий окружного бюджета. Тем не менее, динамику роста коммунальных тарифов продолжают задавать опережающие, относительно инфляции, темпы роста тарифа на газ (для газифицированных муниципальных образований) и нарастающая дороговизна сезонного завоза топлива (для негазифицированных муниципальных образований). Добиться качественных изменений в короткие сроки не позволяют значительные издержки строительства новых и содержания изношенных, не соответствующих требованиям энергоэффективности основных фондов организаций коммунального комплекса.

Практически во всех населённых пунктах округа низкое качество питьевой воды. Устаревшее оборудование, размещение водозаборов в непригодных местах, неработающая система водоочистки — всё это отражается на качестве здоровья и продолжительности жизни населения округа. Остается проблемной очистка сточных вод. В некоторых населенных пунктах канализационное хозяйство имеет сильный физический и моральный износ.

В регионе ежегодно производится 800,0 тыс. тонн твердых отходов, из которых треть составляют бытовые. В настоящее время отходы практически не подвергаются переработке и сортировке.

.

Развитие энергетики и жилищно-коммунального комплекса

Энергетическая система автономного округа к 2020 году должна полностью удовлетворять потребности народно-хозяйственного комплекса региона.

Как и в настоящее время, она будет представлена централизованной и децентрализованной зонами электроснабжения.

Зона централизованного электроснабжения получит новые энергетические мощности благодаря строительству:

—                   Уренгойской ГРЭС, мощностью 325-450 мегаватт;

—                   Тарко-Салинской теплоэлектростанции, мощностью  600 — 660 мегаватт;

—                   Ноябрьской ПГЭ (расширение) на мощность 110 мегаватт;

—                   газотурбинной электростанции «Полярная» в г. Салехарде мощностью  268 мегаватт (с возможностью дальнейшего расширения до 500 мегаватт),

—                   Надымской газотурбинной теплоэлектростанции мощностью 450 мегаватт.

В период между 2013 и 2020 годами планируется расширение зоны централизованного электроснабжения за счет ВЛ-220кВт «Надым — Салехард», к которой будут присоединены сети г. Салехарда, г. Лабытнанги, ст. Обской, п. Харпа, с. Аксарки, с. Харсаима и воздушной линии электропередач напряжением 110 киловольт от проектируемой линии электропередач напряжением 110 киловольт, идущей вдоль нефтепровода Ванкорское месторождение-Пурпе до села Красноселькуп, с понижающей трансформаторной подстанцией напряжением 110/35/6,5 киловольт.

Также в данный период времени будет введено в эксплуатацию несколько наиболее значимых для электроснабжения автономного округа объектов:

— подстанция напряжением 110 киловольт «Северное Сияние» с питающей воздушной линией электропередач напряжением 110 киловольт;

— подстанция напряжением 110 киловольт «Полярник» с питающей воздушной линией электропередач напряжением 110 киловольт;

-переход линии электропередач напряжением 110 киловольт (в габаритах напряжением 220 киловольт) через р. Обь;

-левобережный комплекс подстанции напряжением 110 киловольт «Харп» с питающей воздушной линией электропередач.

В децентрализованном секторе энергоснабжения появятся новые источники выработки энергии.

Среди множества направлений альтернативной энергетики наиболее перспективной для автономного округа и арктического маркорегиона в целом является ветроэнергетика на базе ветро-дизельных установок средней мощности. Их применение актуально в малых населенных пунктах децентрализованного сектора энергоснабжения и, как ожидается, приведет не только к сокращению потребления невозобновляемых топливно-энергетических ресурсов и снижению экологической нагрузки, но и экономии средств на завозе топлива. В перспективе предусматривается строительство ветроэлектростанций в 11 сельских населённых пунктах.

Не менее перспективное направление — строительство объектов энергетики с использованием попутного (природного) газа.

Газификация сельских населенных пунктов повысит надежность их систем жизнеобеспечения, существенно улучшит качество жизни населения. В села красноселькуп, Гыда, Антипаюта, Находка, Толька, Самбург газ будет поступать от ближайших к ним нефтегазоконденсатных месторождений.

Газоснабжение с. Ныда предполагается осуществить от действующего магистрального газопровода Лонгъюган — Салехард.

Планируется осуществить газификацию удаленных от магистральных газопроводов потребителей с использованием альтернативных природному газу энергоносителей, включая СУГ, СПГ и КПГ (автономная газификация) следующих населенных пунктов:

— Ямальский район — села: Сеяха, Салемал, Панаевск, Яр-Сале, Новый Порт;

— Приуральский район — села: Белоярск, Катровож;

— Шурышкарский район — села: Шурышкары, Восяхово, Мужи, Овгорт, Горки.

К 2020 году газ поступит в 32 населённых пункта автономного округа, а численность газообслуживаемого населения достигнет 453,6 тысяч человек. В результате снизятся тарифы для населения, сократятся затраты на строительство объектов энергетики и приобретение привозного топлива для котельных и электростанций.

Улучшить состояние очистных сооружений хозяйственно-бытовых стоков поможет реконструкция, модернизация и расширение действующих канализационных очистных сооружений в городах Салехард, Муравленко, Надым, Лабытнанги, Ноябрьск, а также строительство новых объектов в сельских поселениях Красноселькупского, Пуровского, Тазовского и Ямальского районов. В период до 2020 года планируется обеспечить канализационными очистными сооружениями 23 населённых пункта региона.

Эффективность системы обращения с бытовыми и промышленными отходами будет повышена за счет строительства полигонов в городах Губкинский, Ноябрьск, Салехард, в селах Белоярск, Аксарка, Антипаюта, Гыда.

Продолжится разработка генеральных схем очистки территорий населенных пунктов и ликвидация несанкционированных свалок.

Модернизация жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) является важнейшим условием повышения качества жизни населения. Для достижения социального эффекта, выражаемого в повышении качества услуг при одновременном снижении их стоимости, необходимы инвестиции в техническое перевооружение хозяйствующих субъектов отрасли с учетом показателей экономической и энергетической эффективности.

Планируемое присоединение изолированных энергосистем региона к единой энергосистеме Тюменской области поможет снизить тарифы на электроэнергию и, как следствие, на другие коммунальные услуги.

В целях повышения энергоэффективности будет введена система энергоаудита на этапе проектирования и строительства объектов энергетики.

Бюджетное инвестирование в объекты коммунальной инфраструктуры планируется производить в рамках Адресной инвестиционной программы автономного округа на основе комплексного анализа потребностей потребителей коммунальных ресурсов. При этом финансирование будет направлено на те инвестиционные программы предприятий коммунального комплекса, которые обеспечивают бесперебойное снабжение потребителей коммунальными ресурсами, улучшают показатели энергоэффективности и сдерживают темпы роста тарифов на энергоресурсы.

Повысить эффективность деятельности предприятий жилищно-коммунального комплекса поможет создание единой коммунальной структуры, ориентированной на усиление контроля и увеличение прозрачности отрасли.

Органы исполнительной власти автономного округа продолжат проверять деятельность предприятий ЖКХ, а также контролировать: соответствие жилых домов требованиям энергетической эффективности, их оснащенность приборами учета, качество, объем и порядок предоставления коммунальных услуг.

Для стимулирования установки приборов учета энергоресурсов предусмотрено субсидирование социально незащищенных слоев населения из средств бюджета автономного округа. Кроме того, планируется модернизация системы нормирования потребления населением коммунальных ресурсов.

Деятельность организаций жилищно-коммунального комплекса должна быть максимально прозрачна. Этому послужит создание единого портала автономного округа по тематике ЖКХ, где в режиме реального времени будет вестись консультирование, прием обращений по нарушениям с последующей передачей их в компетентные органы власти. Здесь же разместится информация о деятельности хозяйствующих субъектов жилищно-коммунального комплекса, нормативно-правовая база, методические и консультационные материалы. Портал станет площадкой для обмена опытом между предприятиями жилищно-коммунального комплекса, товариществами собственников жилья, другими юридическими лицами и гражданами.

Для укрепления социальной защищенности населения автономного округа будет продолжено дальнейшее ограничение роста платы граждан за жилищно-коммунальные услуги, а также сокращение территориальной дифференциации тарифов для населения автономного округа. Разница между экономически обоснованными тарифами организаций коммунального комплекса и тарифами, установленными для населения, будет компенсироваться из окружного бюджета.

В целях кадрового обеспечения жилищно-коммунального комплекса будет сформирован региональный Экспертный совет. Ему предстоит провести инвентаризацию системы образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов для жилищно-коммунального комплекса; проанализировать трудоустройство выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования на предприятиях и организациях жилищно-коммунального хозяйства. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для жилищно-коммунального комплекса будет осуществляться на базе государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования автономного округа.